Захожу в холл, который тоже переполнен людьми. «На Пиковую Даму» Евгении Сафоновой пришло какое-то невероятное количество зрителей, многие из них после увиденного одиночного пикета с еще большим любопытством ожидают начала спектакля.
Поднимаюсь на бельэтаж и понимаю, что сегодня я буду сидеть на ступенях. Это меня вовсе не огорчает. Есть в этом, знаете, какое-то очарование. Ты как бы отстраненно наблюдаешь за реакцией зрителей, цепляешься за обрывки их разговоров, при этом на тебя не обращают почти никакого внимания.
Тридцатая минута спектакля. Недовольство нескольких сидящих дам справа от меня достигает своего апогея. Поднявшись, они демонстративно покидают зал. Наблюдаю за тем, как их фигуры в темноте осторожно идут в сторону выхода, и понимаю, что к ним присоединяются другие люди. Я насчитала 10 человек. Один мой знакомый как-то сказал: «Если зритель уходит со спектакля, значит, он живой». Я тогда в шутку переспросила его, о чем именно речь: о человеке или о спектакле. Понятное дело, он говорил не про зрителя. Знаете, это фраза, конечно, довольно нелепа, но правдива. Находясь в тот вечер в театре, я чувствовала живую энергию. Кто-то злился, громко возмущаясь, кто-то смеялся, пытаясь скрыть внутреннее напряжение, кто-то растворялся в происходящем действии, сидя в кресле, фактически не дыша.
фото взяты с официального сайта театра им. Ленсовета
«Пиковая Дама» бьёт на поражение. Мне, как человеку, постигающему искусство, в первую очередь, интуитивно, это кажется невероятно важным. У тебя нет возможности отстраниться от происходящего на сцене, ты пробуждён и вовлечен в действие.
Приходите на этот спектакль. Неважно, любили ли вы в школе Пушкина, открыты ли вы для экспериментов, пытаетесь ли вы понять себя. Вы не уйдёте пустым. Что-то надломится, что-то непременно пойдёт по-другому.
Июль 2019, Санкт-Петербург
для театрального блога @russiandrama