Вообще, весь этот «Гамлет» разыгрывается над свежей могилой. Сюда из глубины сцены выезжает свадебный стол. К земле не раз припадает ниц сам принц датский, туда же он швыряет Офелию во время их объяснения, и чистенькая девочка в белом костюмчике после оскорбительного разговора встает выпачканной с головы до ног. Полоний выкапывает из свежей могилы королевскую корону и примеряет ее на свою плешивую голову. Здесь же, опустившись коленями в землю, будет притворно каяться Клавдий, тут разыграют «Мышеловку» и сразятся в финале Гамлет и Лаэрт. В датской почве всё уже похоронено — честь и любовь, мысли и поступки, семья и дружба, и даже сама страна.
С многолюдьем пьесы Томас Остермайер справляется силами всего шести актеров труппы Шаубюне. Один и тот же актер играет Клавдия и призрака. Стоит сказать, что дух отца является Гамлету лишь единожды, и его обращение скорее похоже на речь государственного диктатора во время митинга. Горацио и Лаэрт при необходимости становятся не только могильщиками, но и Розенкранцем с Гильденстерном, а Полоний — Озриком. Самой оригинальной «парой» является королева и Офелия: актрисе Юдит Розмайр стоит снять темные очки и блондинистый парик Гертруды, чтобы вмиг превратиться в дочь Полония. Сам режиссер говорит о том, что такое решение обусловлено нарастающим безумием Гамлета: «Чем дальше, тем меньше он различает людей вокруг. Постепенно все окружающие сливаются для него в неразличимую массу. Нет ни друзей, ни врагов. Никому нельзя доверять».
Отдельно хочется упомянуть некоторые режиссерские решения, и даже целые сцены. Я уже говорила, что на сцене есть занавес из тонких железных цепей, на которые проецируется изображение с камеры. Её то и дело берет в руки Гамлет, словно записывая свои впечатления на плёнку. На эту камеру сняты слова призрака отца, напоминающие некое телевизионное обращение главы государства. Съемка ведется и в момент беседы Гертруды и Гамлета. Всё выглядит как документальная запись громкого разоблачения. Камера – это глаза Гамлета, его видения. Во время всего действия на сцене стоит длинный стол. Именно за ним поминки плавно перетекают в скудное свадебное торжество, а после в семейный завтрак. Ощущение, что мы стали свидетелями большого семейного конфликта, который каждую минуту только обостряется. Сцена разговора Гамлета с Розенкранцем и Гильденстером – это безумие. Нечто инфернальное. Невозможно описать словами. Хочется лишь призвать увидеть это воочию. Хотя бы в записи.